Леон и Матильда (грани Ворги в фильме Люка Бессона)

 

Самый сильный фильм у Люка Бессона – «Леон». У меня есть диск с этим фильмом, несколько раз его пересматривал и не мог понять, чем он меня так «цепляет». Он не особо зрелищный – в нём нет захватывающих трюков, как в «Такси». Он не про «любовь-морковь», как «Голубая бездна». Любители стрельбы и крови тоже, скорее всего, предпочтут не его, а что-нибудь из Тарантино.

Главный герой погибает? Но таких фильмов полно. Все плохие парни всё-таки убиты? Да, но так кончаются все американские фильмы.

Долго не мог я это сформулировать, а теперь, после прочтения «Волков» и «Сталина», понял.

Ведь здесь тот самый, архетипичный сюжет – Дева и Герой. Предвижу возгласы: «Ни фига себе Герой – киллер!». Минуточку. Давайте по порядку.

Леон действительно киллер, но, во-первых, у него правило: «кроме женщин и детей». Во-вторых, забегая вперёд – за весь фильм они с Матильдой не убили ни одного хорошего человека, непреступника.

Кто не смотрел фильм, обрисую вкратце.

У 12-летней девочки Матильды погибает вся семья – всех убили сотрудники отдела по борьбе с наркотиками, которые сами наркотиками и торговали. Матильды случайно не оказалось дома, поэтому она и осталась жива. Она входит в подъезд, видит через открытую дверь расстрелянных родственников и звонит в дверь к соседу – Леону. Он её впускает. Потом он начинает обучать её профессии киллера.

А теперь о гранях Ворги в этом фильме.

Они ходят по квартирам каких-то трущоб, где живут всякие подонки, и мочат обитателей этих квартир. Причём квартиры выбирает Матильда! То есть она – Сталкер, ведёт Леона по Зоне, довольно опасной Зоне. А ещё она выводит его из его тёмного мира, тёмного и в прямом, и в переносном смысле. Леон, приходя с дела, садился в кресло, выключал свет и спал «в полглаза». Он был неграмотным – она научила его читать (ученье - свет). Для триединства им не хватает одного человека. Сначала я думал, что это Тони – владелец кафе, который снабжает Леона заказами. Тогда вроде бы получалась полная картина: Тони – Профессор, читающий Леону логичные нотации и ведущий счёт его деньгам, Леон – Писатель, работающий во многом интуитивно, Матильда – Сталкер. Но Тони предал Леона, так что он отпадает. В общем, не полностью раскрыта тема триединства в этом фильме. Ну, так ведь и Бессон – не Тарковский.

Матильда в фильме курит. Понятно, что это плохо для 12-летней девочки, и Леон её от этого отучает. Однако обратите внимание – она курит только в состоянии задумчивости, прямо по-шамански. Первый раз она курит на лестнице, когда размышляет «о жизни своей хреновой». Второй раз в гостинице, после того как Леон ушёл на дело, а она осталась одна и думает. Третий раз – во дворе, когда к ней подростки пристают. Этот момент интересный – шпана требует с неё денег за место, на котором она сидит. Матильда им переплачивает и требует, чтобы они ушли, говоря «мне подумать надо». То есть для неё важно это место – что это, как не тень «голоса Земли»?

Кстати, наверняка многие слышали выражение «вкурить», т.е. понять. «Что-то я не вкурил», то есть «не понял».

Леон в фильме пьёт только молоко (разбавленную воду!), причём и Матильду заставляет его пить. Единственный раз они пьют шампанское в ресторане после «дебюта» Матильды, и опять это «разбавленная вода».

Когда Матильда признаётся Леону, что, кажется, влюбляется в него, она говорит «У меня в животе всегда был узел, а теперь он исчез» - это же катарсис!

Позже она пытается вроде как соблазнить его. Но он отказывается, рассказав какую-то историю, по смыслу мало связанную с отказом. Оставляет её Девой. И, кстати, сам остаётся чистым. Ведь из его рассказа следует, что плотских отношений с женщинами у него никогда не было. И тогда она заявляет, что они будут спать в одной кровати. Они ложатся, и – никакой эротики, ласк – просто спят. Как тут не вспомнить обряд у бурят, где ложатся попарно и просто лежат.

Леон – никакой актёр, он даже любимого Джона Вэя не смог изобразить. Но когда спецназ штурмует их квартиру, он переодевается в их форму и выходит сквозь них на улицу. То есть он оказывается оборотнем – волком! Матильду он перед этим пропихивает через прорубленный лаз (как запасной выход в волчьей норе) и она уходит.

В конце Леон погибает, уничтожив всех убийц родственников Матильды. Умирая, он протягивает что-то главному убийце со словами: «Это от Матильды». Злодей смотрит – это кольцо. Кольцо от гранаты, которое может символизировать и обручальное кольцо, Свадьбу Леона и Матильды. Леон, обвязанный гранатами, взрывается, с ним взрывается и главный злодей. Матильда же сажает в землю цветок из горшка, который Леон весь фильм таскает с собой и говорит о нём, как о себе. Судя по тому, как много Леон уделяет ему внимания, цветок – это важный символ. Возможно, он символизирует Дух Героя, высвободившийся ради Девы. А Матильда сажает его в плодородную почву, как Валькирия отводит дух Героя на пир. (?)

Ну и, наконец, ещё один мощный архетип: жреческая пара «старец - девственница». Но об этом – в новой книге Меняйлова в главе «Седина - в бороду, бес - в ребро».

 

© Сергей Павлов 2007 г.

 

Hosted by uCoz