|
Слово Данииила заточника, написанное им
своему князю Ярославу Владимировичу
Вострубим, как в златокованные трубы, во
все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы
гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань
в псалтыри и в гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да
раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу
мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и
мудростью. Был язык мои как трость книжника-скорописца,
и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради
попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их
с ожесточением, как древние — младенцев о камень. Но
боюсь, господине, осуждения твоего. Ибо я как та
смоковница проклятая: не имею плода покаяния; ибо имею
сердце — как лицо без глаз; и ум мой — как ночной ворон,
на вершинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у
ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как
Красное море фараона. Все это написал я, спасаясь от
лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры, госпожи
своей. Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и
прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в
Писании: просящему у тебя дай, стучащему открой, да не
отвергнут будешь царствия небесного; ибо писано: возложи
на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки. Ибо я,
княже господине, как трава чахлая, растущая под стеною,
на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и
я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы
твоей, как оплотом твердым. Не смотри же на меня,
господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как
мать на младенца. Посмотри на птиц небесных — не пашут
они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы,
господине, ищем милости твоей. Ибо, господине, кому
Боголюбове, а мне горе лютое; кому Бело-озеро, а мне оно
смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач
горький; кому Новый Город, а у меня в доме углы
завалились, так как не расцвело счастье мое. Друзья мои
и близкие мои отказались от меня, ибо не поставил перед
ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь
дружат со мной и за столом тянут руку со мной в одну
солонку, а в несчастье становятся врагами и даже
помогают подножку мне поставить; глазами плачут со мною,
а сердцем смеются надо мной. Потому-то не имей веры к
другу и не надейся на брата. Не лгал мне князь
Ростислав, когда говорил: “Лучше мне смерть, нежели
Курское княжение”; так и мужи говорят: “Лучше смерть,
чем долгая жизнь в нищете”. Как и Соломой говорил: “Ни
богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду
богат, — гордостью вознесусь, если же буду беден, —
задумаю воровство или разбой”, как женки распутство. Вот
почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня,
потомок великого царя Владимира, да не восплачусь,
рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества
моего. Ибо, господине, богатый муж везде ведом — и на
чужбине друзей имеет, а бедный и на родине ненавидим
ходит. Богатый заговорит — все замолчат и после вознесут
речь его до облак; а бедный заговорит — все на него
закричат. Чьи ризы светлы, тех и речь честна. Княже мой,
господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из
сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей
ястреба, как овцу из пасти львиной. Я ведь, княже, как
дерево при дороге: многие обрубают ему ветви и в огонь
кидают; так и я всеми обижаем, ибо не огражден страхом
грозы твоей. Как олово пропадает, когда его часто
плавят, так и человек — когда он много бедствует. Никто
ведь не может ни пригоршнями соль есть, ни в горе
разумным быть; всякий человек хитрит и мудрит о чужой
беде, а в своей не может смыслить. Злато плавится огнем,
а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, чистый
хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый. Моль,
княже, одежду ест, а печаль — человека; печаль человеку
кости сушит. Если кто в печали человеку поможет, то как
студеной водой его напоит в знойный день. тица радуется
весне, а младенец матери; весна украшает землю цветами,
а ты оживляешь людей милостию своею, сирот и вдовиц,
вельможами обижаемых. Княже мой, господине! Покажи мне
лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен;
мед источают уста твои, и дар твой как плод райский.
Когда веселишься за многими яствами, меня вспомни, хлеб
сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни
меня, теплую воду пьющего в незаветренном месте; когда
же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня
вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи
оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до
самого сердца пронзаемого. Да не будет сжата рука твоя,
княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею
моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не
истощить. Как невод не удерживает воды, а только рыб,
так и ты, княже, не удерживай злата и серебра, а
раздавай людям. аволока, расшитая разноцветными шелками,
красоту свою показывает; так и ты, княже, множеством
своей челяди честен и славен во всех странах являешься.
Некогда ведь похвалился царь Иезекииль перед послами
царя вавилонского и показал им множество злата и
серебра; они же сказали: “Наш царь богаче тебя не
множеством золота, но множеством воинов: ибо воины
золото добудут, а золотом воинов не добыть”. Как сказал
князь Святослав, сын Ольгин, когда шел на Царьград с
небольшою дружиною: “Братья! нам ли от этого города
погибнуть или городу от нас быть пленену?” Как Бог
повелит, так и будет: погонит один сто, а от ста побегут
тысячи. Тот, кто надеется на Господа, не дрогнет вовек,
как гора Сион. Славно за бугром коней пасти, так и в
войске хорошего князя воевать. Часто из-за беспорядка
полки погибают. Видел: огромный зверь, а головы не
имеет, так и многие полки без хорошего князя. Гусли ведь
настраиваются перстами, а тело крепится жилами; дуб
силен множеством корней, так и град наш — твоим
управлением. Ибо щедрый князь — отец многим слугам:
многие ведь оставляют отца и матерь и к нему приходят.
Хорошему господину служа, дослужиться свободы, а злому
господину служа, дослужиться еще большего рабства. Ибо
щедрый князь — как река текущая без берегов через
дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой
князь — как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни
самому напиться, ни коня напоить. Боярин щедрый — как
колодезь с пресной водой при дороге: многих напаивает; а
боярин скупой — как колодезь соленый. Не имей себе двора
близ царева двора и не держи села близ княжого села: ибо
тиун его — как огонь, на осине разожженный, а рядовичи
его – что искры. Если от огня и устережешься, то от искр
не сможешь устеречься и одежду прожжешь. Господине мой!
Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак
глупого богатого. Ибо нищий мудрый — что золото в
грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый — что
шелковая наволочка, соломой набитая. Господине мой! Не
смотри на внешность мою, но посмотри, каков я внутри. Я,
господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн
возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как
орел в воздухе. Но поставь сосуд гончарный под
капельницу языка моего, да накаплет тебе слаще меду
слова уст моих. Как Давид сказал: “Сладки слова твои,
лучше меда они устам моим”. Ибо и Соломон сказал: “Слова
добрые сладостью напояют душу, покрывает же печаль
сердце безумного”. Ибо мудрого мужа посылай — и мало ему
объясняй, а глупого посылай — и сам вслед не ленись
пойти. Очи мудрых желают блага, а глупого — пира в доме.
Лучше слушать спор умных, нежели совета глупых. Наставь
премудрого, и он еще мудрее станет. Не сей на межах
жита, ни мудрости в сердцах глупых. Ибо глупых ни сеют,
ни жнут, ни в житницу не собирают, но сами себя родят.
Как в дырявые меха лить, так и глупого учить; ибо псам и
свиньям не нужно золота, ни серебра, а глупому — мудрых
слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли
пожрет синица орла, коли поплывет камень по воде и коли
начнет свинья на белку лаять, тогда и глупый уму
научится. Неужели скажешь мне: от глупости все мне это
наговорил? Не видел ты неба холстяного, ни звезд из
лучинок, ни глупого, говорящего мудро. Неужели скажешь
мне: солгал как пес? Но хорошего пса князья и бояре
любят. Неужели скажешь мне: солгал как вор? Если бы
украсть умел, то к тебе бы и не взывал. Девица ведь
губит красоту свою прелюбодейством, а муж свое мужество
— воровством. Господине мой! Ведь не море топит корабли,
но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание
мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но
советчики его вводят. С хорошим советчиком совещаясь,
князь высокого стола добудет, а с дурным советчиком и
меньшего лишен будет. Говорится ведь в мирских
пословицах: ни скот в скотах коза, ни зверь в зверях еж,
ни рыба в рыбах рак, ни птица в птицах нетопырь, ни муж
в мужах, если над ним жена властвует, ни жена в женах,
если от своего мужа прелюбодействует, ни работа в
работах — для женок повоз возить. Дивней дивного, кто в
жены возьмет уродину прибытка ради. Видел жену
безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся
румянами, и сказал ей: “Не смотрись в зеркало — увидишь
безобразие лица своего и еще больше обозлишься”. Неужели
скажешь мне: “Женись у богатого тестя, чести ради
великой; у него пей и ешь”? Лучше бы уж мне вола бурого
ввести в дом свой, чем злую жену взять: вол ведь не
говорит, ни зла не замышляет, а злая жена, когда ее
бьешь, бесится, а когда кроток с ней — заносится, в
богатстве гордой становится, а в бедности других
злословит. то такое жена злая? Торговка плутоватая,
кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута,
ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица
дани для беса, защитница греха, заграда от спасения.
Если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее
ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай
Бог ему лихорадкою болеть, и да будет он проклят. Вот и
распознайте, братия, злую жену. Говорит она мужу своему:
“Господине мой и свет очей моих! Я на тебя и взглянуть
не могу: когда говоришь со мной, тогда смотрю на тебя, и
обмираю, и слабеют все члены тела моего, и падаю на
землю”. ослушайте, жены, слова апостола Павла: крест —
глава церкви, а муж — жене своей. Жены, стойте же в
церкви и молитесь Богу и святой Богородице; а чему
хотите учиться, то учитесь дома у своих мужей. А вы,
мужья, в законе храните жен своих, ибо нелегко найти
хорошую жену. Хорошая жена — венец мужу своему и
беспечалие, а злая жена — горе лютое и разорение дому.
Червь дерево точит, а злая жена дом своего мужа
истощает. Лучше в дырявой ладье плыть, нежели злой жене
тайны поведать: дырявая ладья одежду замочит, а злая
жена всю жизнь мужа своего погубит. Лучше камень бить,
нежели злую жену учить; железо переплавишь, а злой жены
не научишь. Ибо злая жена ни ученья не слушает, ни
священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не
стыдится, но всех укоряет и всех осуждает. то злее льва
среди четвероногих и что лютее змеи среди ползающих по
земле? Всех тех злее злая жена. Нет на земле ничего
лютее женской злобы. Из-за жены прадед наш Адам из рая
был изгнан; из-за жены Иосиф Прекрасный в темницу был
заключен, из-за жены пророка Даниила в ров ввергли, где
львы ему ноги лизали. О, злое, острое оружие дьявола и
стрела, летящая с ядом! У некоего человека умерла жена,
он же по смерти ее начал продавать детей. И люди сказали
ему: “Зачем детей продаешь?” Он же ответил: “Если
родились они в мать, то, как подрастут, меня самого
продадут”. Но вернемся к прежнему. Я, княже, ни за море
не ездил, ни у философов не учился, но был как пчела —
припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я
по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и
собрал, как в мех воды морские. Скажу не много еще. Не
запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам
ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех
дырявый, роняя богатство в руки неимущих; да не
уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а
сами себя не могут насытить житом; да не окажусь
ненавистным миру многословною своею беседою, подобно
птице, частящей свои песни, которую вскоре же ненавидеть
начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная
речь не хороша, хороша длинная паволока. Господи! Дай же
князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум
Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида, и умножь,
Господи, всех людей под пятою его. Богу нашему слава, и
ныне, и присно, и вовеки.
|
|